Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Уральские казаки в Сингапуре

Я продолжаю собирать интересные для меня свидетельства о посещении Сингапура - the city to be visited by myself - в разные времена разными людьми. В этот раз - особенный случай. Уже из названия очерка, любезный читатель, ты, возможно, сделаешь предположение, что тут какой-то розыгрыш и попытка мистификации... Ничуть! В 1903 г. в одном петербурском издательстве - под эгидой Русского Географического Общества и с предисловием писателя В.Г. Короленко - вышла книга некоего Г.Т. Хохлова "Путешествие уральских казаков в "Беловодское царство". Опуская детали, прембула у этой истории была такая: в начале 1898 г. в станице Кирсановской, что близ г. Уральска состоялось большое собрание казаков-староверов в связи с возродившимися в последнее время сообщениями о затерянном на просторах Азии православном Беловодском царстве (оно же Опоньское царство), и было на этом собрании принято решение снарядить трех уважаемых людей - Григория Терентьевича Хохлова, Онисима Варсонофьевича Барышникова и Нифонта Даниловича Максимычева - в длительную поездку на поиски единоверцев. Путешествие растянулось почти на год и в итоге пролегло по "круговому" маршруту: Уральск - Саратов - Одесса - Стамбул - Порт-Саид - Коломбо - Сингапур - Сайгон - Гонконг - Шанхай - Владивосток - Иркутск - Уральск. Беловодии казаки не нашли, но на мир посмотрели. Дневник, который вел Г.Т. Хохлов, и был использован В.Г. Короленко для публикации.

Фотография реальных уральских казаков, сделанная на рубеже XIX и XX вв. Такими я и представляю себе Хохлова "сотоварищи".
Хохлов.jpg


Титульный лист ""Путешествия уральских казаков в "Беловодское царство".
Хохлов.jpg


Прежде, чем обратиться к тому фрагменту текста, который имеет отношение к Сингапуру, стоит ознакомиться с хронологией задокументированных посещений подданными Российской империи этого экзотического острова до 1898 г.

1853 - И.А. Гончаров (1812-1891) на фрегате "Паллада"
1874-1875, 1878 - Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888)
1891 - великие князья Александр Михайлович (1866-1933) и Сергей Михайлович (1869-1918) Романовы на яхте "Тамара".
1891 - великий князь Николай Александрович Рооманов (будущий Николай II) на крейсере "Память Азова".

Вот такая - разнесенная во времени - славная компания была у наших уральских казаков. Теперь читаем:

"Нужно нам было в Сингапуре походить, местный народ посмотреть. Спустились мы по сходням на берет и вышли на площадь, где стояли в 4 ряда извощики с двухколесными на рессорах экипажами американского изделия. Поместились мы двое с Максимычевым в одну коляску. Извощики не имели на себе ни рубах, ни подштанников, а только подпоясана поясница кушаком, один конец пропущен между ног и подвязан сзади за кушак; и вот его все пышное одеяние. Извощик, немедля нисколько, сам зашел в оглобли, обратился к нам и спросил на своем наречии: "куда прикажете ехать?" Мы догадались, чего от нас он требует, и показали ему направление. Лошадка о двух ногах с места покатила рысью; мы дивились неслыханной езде: человек запрется в экипаж и бежал, как добрый конь, с тягостью двух людей, пробежал до города и по городу не меньше трех верст. По телу его потекли ручейки пота; вероятно сильно устал и начал частенько на бегу обращать голову к нам, ожидая от нас, что прикажем остановиться. Мы на каждое его обращение говорили ему: "русский консул" и махали рукой вперед, дальше! "Пусть бежит до края города", говорили мы между себя".


Фотография сингапурского рикши (jinrikisha) рубежа XIX и XX вв. Рикша как профессия возникла в Японии в 1869 г. В Сингапуре первый рикша появился в 1880 г., и его коляска очень быстро стала главным средством передвижения на острове. Согласно местной статистике, к 1902 г. количество рикш перевалило за 22 000.
Хохлов.jpg


В 1903 г. на South Bridge Road была даже построена специальная "станция для рикш", призванная регулировать дела огромной армии пеших извозчиков. "Джинрикши" преобладали в Сингапуре вплоть до конца 1930-ых гг., когда их постепенно вытеснили водители "велорикш" (англ. pedal tryshaws, cycle rickshaws).
Хохлов.jpg


Продолжаем читать:

"Извощик видит, что мы его не останавливаем, решился остановиться сам: добежал к дому, в котором был магазин, остановился против двери, положил оглобли на землю и, указывая пальцем на дверь магазина, сказал: "русска, русска!" Из магазина вышел человек лет 25, высокого роста, борода и усы выбриты, тоже не имея на себе ни рубахи, ни штанов, как говорится, в чем маменька родила, сам тучный, как тюлень. Раскланялся нам в пояс и просит нас к себе и указывает на свой магазин: "русска, русска". Максимычев с улыбкой сказал мне: "Смотри, товарищ, купец богатейший, на нем драгоценная одежда никогда не изотлеет".

Извощик в свою очередь просит у нас расчета за доставку. Вошли мы к купцу в магазин, оглядываемся на все стороны, думаем, - нет ли где русского человека по слову хозяина. Среди магазина стоит окрашенный стол, хозяин приставил к столу два стула и попросил нас сесть. Мы сели на стулья. Извощик подошел к нам и просит от нас деньги за доставку. "Где же русска?" - спросил Максимычев. - "Русска, русска", повторяет извощик. Я вынул золотую английскую монету (9 р. 60 к.) и подал торговцу для обмена на местные серебряные деньги. Торговец взял от меня монету, насчитал 8 сингапурских серебряных монет и подал их мне. Я попросил от него прибавить еще две монеты; купец мотает головой и дает понять, что сполна выдал нам серебра за наш золотой. Впоследствии оказалось, что купец не додал нам 1 руб. 60 коп. Я одну монету подал ему обратно и попросил разменять ее на мелкие монеты. Купец вместо одной подал мне две монеты, из которых я одну подаю извощику. Извощик не берет, а просит большую монету. Я опять из последних прошу принять одну монету, но извощик взял меня за пиджак и просит настоятельно уплатить за доставку, сколько он от нас требует. Я вскочил со стула и хотел его ударить врасплох, чтобы вылетел из магазина. "Я разделаюсь с тобой по казачьи, будешь помнить, как грабить русского человека!" Но Максимычев удержал меня: "Уплати, пожалуйста, чего требует, - говорил Максимычев, - мы с ним не рядились, ведь может - у них такая такция. Далеко мы заехали, наших кулаков здесь на всех не хватит".


Сингапур конца XIX в. Так выглядел типичный китайский квартал с магазинчиками, - в один из которых, по-видимому, и завез наших уральских казаков местный "джинрикша". Что тот имел в виду, повторяя "русска, русска", не понятно, -  возможно, исходя из созвучия с английским словом "rooster" ("петух"), решил доставить седоков в лавку, торгующую домашней птицей.


Хозяин магазина, в отличие от извозчика, через некоторое время понял, что гости ищут своих земляков и направил их по нужному адресу. Читаем дальше...

"Подошли к дому, пред которым был обширный подъезд. На дворе стоял окрашенный стол, за которым на стуле сидел человек.
- "Вероятно русские?" - сказал он. - "Да", ответили мы. - "На каком пароходе приехали сюда?" - "На французском". - Он поставил стулья. "Садитесь, пожалуйста. Сколько вас человек?" - "Нас трое. Впрочем, есть, кроме нас, один господин русский на этом же пароходе, который едет из Марсели". - "Это какая на вас форма?" - "Мы уральские казаки. - "Куда же вы едете?"
В это время подошли еще мужчина и женщина, сели на стульях и приняли участие в разговоре.
- "Мы разыскиваем русский народ, который вышел из России давным-давно, ста два лет и более тому назад. Нет ли где на этих островах русского православного народа?"
- "Я в этой стране нахожусь уже семь лет, - сказала женщина, - получаю сведения и ведомости с прочих островов, но не слыхала, чтобы здесь, на островах проживали русские, кроме того, как и мы, где двое, трое. Не токмо быть здесь православным, но даже нет и верующих в Распятого, кроме острова... (название ему я запамятовал). На нем есть армяне. А вот где есть православные: против Адена, - зашедшие лет пять тому назад, об них у нас есть сведения. Этим христианам доставлены были из России церковные принадлежности".
- "Мы разыскиваем не тех людей, которые из России вышли по одиночке лет 10-20 тому назад; но мы хотим напасть на след тех людей, о которых в России между старообрядцами распространен слух, будто бы уже два века и более тому назад вышедшие из России сотни людей с духовными лицами теперь обитают на восточных индокитайских островах и имеют до 40 церквей русских. На этих же де островах находится на сирском языке множество народу и церквей; имеют епископов даже и патриарха антиохийского постановления".
- "Чего вы разыскиваете, здесь этого нет. Не токмо 40 церквей, - если бы была одна церковь православная, и о той было бы известно. Если на котором острове мы сами не были, то людей со всех островов часто видим и спрашиваем, какие люди там проживают и каких вероисповеданий. Если на каком острове есть один человек русский, и он нам известен. Разве, как вы объясняете, что уже два века тому назад зашедшие, то из них уже старые померли, а молодые соединились в один тип с местными жителями и теперь признать их невозможно".
- "А религия и церкви-то где?" сказали мы.

- "Да, это должно быть при них... Но нет, о православных здесь и слуху нет".

В этом отрывке меня привлекли слова русской женщины, сказавшей, что "я в этой стране нахожусь уже семь лет". Учитывая, то, что на дворе 1898 г., можно предположить, что она попала сюда вместе с яхтой "Тамара" или даже с крейсером "Память Азова" в 1891 г.


Православных церквей как отдельных архитектурных сооружений в Сингапуре нет до сих пор. Однако с 2007 г. РПЦ снимает в городе-государстве двухэтажный особнячок в районе Bukit Batok Nature Park. Это здание формально именуется храмом Успения Богородицы.




"Закончивши разговор, пошли на базар купить чего-нибудь съестного. На базаре фрукт много, но все нам не знакомые. Наконец подошли к арбузам. "Вот этот овощ нам известный и лакомая наша пища", - сказал Максимычев. Спросили арбузам цену, купили один за 25 коп., вышли на средину улицы, сели на извощика и поехали обратно на пристань. Ехали и разговаривали между себя: с чего же распространились рукописанные маршруты, которые указывают на восточно-океанские острова, на них де живут люди русские и сирские с полным духовенством православно-кафолического исповедания. Но теперь мы самовидцы океанских островов и видим на них обитателей, что они поклонники разных богов... Теперь как-бы достигнуть Беловодии и Индокитайского полуострова, на которую местность указывает архиепископ Аркадий, под названием Беловодский.
<...>
Товарищ наш Барышников с нетерпением ожидал нашего возвращения. - "Ну, что, братцы, есть ли что доброе?" Рассказали ему все подробно; выслушал все Барышников и сказал: "Поедемте дальше, не нападем ли на след того, о чем рассказывал архиепископ Аркадий Беловодский". - "Необходимо нужно!" - подтвердил Максимычев. - "А это что у вас в сумке-то?" - "Гостинец", ответили мы и вынули из сумки арбуз. Я попробовал запустить в арбуз ножик и почувствовал, что арбуз недобрый. Все-таки вырезал из него маленький кусочек; цвет арбуза оказался необыкновенной красноты, словно облит кровью, и думаю себе, что вкус вероятно будет отвратительный; лизнул и дважды плюнул на пол. "Вот какой привередливый, говорит Максимычев, заграничный арбуз есть не хочет, даже плюет. Арбуз красный, таких у нас на Урале никогда не бывает". - "Да, братцы, попробуйте вы, чем пахнет", - сказал я, и подал кусок Барышникову. Он тоже лизнул языком и подал его Максимычеву, который также лизнул, и оба плевали до трех раз. Барышников сдержался и не отплевывался сразу, вероятно для того, чтобы втянуть в пробу и Максимычева. Я взял кусок, приложил к арбузу и бросил его в пароходное окно, в океанские волны".



До сих пор арбузы в Сингапур завозят из соседней Малайзии. Внешне они ничем не отличаются от выращенных в России, однако, - если разрезать, - обнаружится, что в них совершенно отсутствуют характерные, темного цвета семечки.
Хохлов.jpg


Tags: Сингапур, книги, ретро-фотографии
Subscribe

  • Подборка снимков из Иваново

    Никак не получается у меня толком поизучать Иваново... Да, по сравнению, например, с купеческим Ярославлем, Город трудовой доблести может показаться…

  • Москва. Садовое кольцо.

    Садовое кольцо! Есть в этом словосочетании обманчивое обещание вольной загородной жизни, где каждый день тебе гарантированы фруктовая диета, свежий…

  • Москва. Цветной бульвар.

    Говорят, есть фантастический проект воссоздания речки Неглинки, которая, как известно, течет в трубе под Цветным бульваром. Фантастичность его,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments