Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Category:

Юрьев-Польский в фильме "Юрьев день" (2008).

Я не являюсь самым преданным поклонником режиссуры Кирилла Серебренникова, сценарного мастерства Юрия Арабова и актерской игры Ксении Раппопорт, но в фильме "Юрьев день" (2008), как мне показалось, все три эти творческие составляющие настолько удачно соединились в единое целое, что история получилась по-настоящему пронзительной, нефальшивой. "Юрьев день" (2008) - это настоящее русское кино, просветляюще трагедийное и эстетически бескомпромиссное. Помимо прочего, человек религиозный может найти в фильме обоснование самого радикального христианства, на фоне которого современное поклонение "духовным скрепам" покажется ему беспросветной пошлостью. Наконец, заложенная в "Юрьеве дне" (2008) "мысль семейная" ставит его в один ряд как с балабановским "Братом" (1997), так и с "Бедуином" (2011) Игоря Волошина.

Поскольку в своем журнале пишу я все-таки не про кино, а об осмыслении пространства, то и очерк, соответственно, будет посвящен не столько фильму, сколько городу, в котором проходили съемки. Сам я побывал в Юрьеве-Польском в начале этой недели, и все те места, которые представлены в скриншотах, видел собственными глазами, хотя и без полагающегося в таком случае зимнего антуража.

Главная героиня - Любовь (Ксения Раппопорт) - стоит с сыном Андреем (Роман Шмаков) у моста через Колокшу.



Мать и сын идут по мосту через Колокшу. Все, кто был в Юрьеве -Польском, должны знать это место, - его пересекаешь, если, например, пешком идешь от автовокзала в сторону исторического центра города.



Мать и сын входят на территорию Михайло-Архангельского монастыря, который официально является государственным музеем. В фильме всячески обыгрываются реалии музейной жизни, даже показываются настоящие интерьерные экспозиции.



Две фигуры почти растворяются в белом пространстве. Справа - собор архангела Михаила, слева - Шатровая колокольня со смотровой площадкой.



Любовь (Ксения Раппопорт) на смотровой площадке Шатровой колокольни. Пробует петь оперным вокалом. Ее голос разносится над приземистыми домами Юрьева-Польского.



Все там же, в монастыре. Мать и сын сидят на лавочке. На заднем плане - деревянная Георгиевская церковь. Ничто не предвещает того, что скоро случится страшное.



Уже всё случилось. Любовь (Ксения Раппопорт) вторично оказывается на смотровой площадке Шатровой колокольни. По крепостному валу едет велосипедист. Дальше - частные дома по улице Шибанкова. Справа - монастырский собор архангела Михаила.



Автостанция. Здесь стоит автомобиль главной героини, с которого в ее отсутствие местые "свистнули" переднее колесо.



Внутри автостанции. Признаюсь, когда я заходил сюда купить обратный билет до Владимира, вид был совсем не такой угнетающий. Всё-таки 12 лет прошло!



Любовь (Ксения Раппопорт) и следователь Серый (Сергей Сосновский) идут по задворкам Торговых рядов на улице 1 Мая.



На галерее Торговых рядов.



Относительно финальной мизансцены чрезвычайно трудно угадать, где именно она снималась. В самом ее начале просветленная главная героиня стоит в дверях какого-то местного храма, не решаясь войти внутрь. Я узнаю это место, поскольку случайно забрел сюда перед самым возвращением на автовокзал.  Объясню по порядку: в проеме виднеется Никитская церковь, но в той самой точке, откуда это снято, нет ничего... Подозреваю, что массивную черную дверь сконструировали специально, а последующие кадры снимали, допустим, в той же Никитской церкви.



P.S.

Из разговора междую Любовью (Ксения Раппопорт) и следователем Серым (Сергей Сосновский).

- Когда Андрюша найдется, всё это покажется мне сном.
- Я вот что хотел... тебе сказать. Он, может быть, никогда не найдется. Ты это... Ты должна понять... Есть официальная статистика: ежегодно в России исчезает бесследно от тридцати до сорока тысяч человек (То есть большой стадион заполнен до отказа. Понимаешь?). Никто не знает, куда. Следов нет, трупов нет, улик не существует. Сорок тысяч человек. Сорок тысяч. Сорок. И ничего. Голый Вася! Пусто, Марья Иванна! Здесь же Бермудский треугольник. Они там на Бермуды за приключениями плавают... Так приплыли бы к нам, на Колокшу.


Tags: Юрьев-Польский, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments