Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Про Курский вокзал, "Человека из Подольска" и малые города России

"Если даже ты пойдешь налево – попадешь на Курский вокзал; если прямо – все равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть".
В.В. Ерофеев "Москва - Петушки"


Наверное, у каждого жителя Подмосковья есть свой до боли знакомый московский ЖД-вокзал, с которым, например, связан его путь на работу или к которому, в силу обстоятельств, привязаны его командировки и летние отпуска. Для меня такой "точкой притяжения" на карте Москвы всегда был Ярославский вокзал, однако с определенного времени у него вдруг появился конкурент - Курский. Кажется, всё началось летом 2018 г., когда я зачастил туда с фотоохотой за муралами фестиваля "ARTRIUM"; потом поехал с Курского вокзала (не с Ленинградского!) в Питер; потом отправился оттуда же в Воронеж; наконец, в том же году, помнится, была поездка в Серпухов - с Курского, разумеется. Так, смотрим дальше... В 2019 г. поехал транзитным, северо-кавказским поездом с Курского вокзала в Петрозаводск. Дальше затишье, зато в 2020 г. началось: Москва - Нижний Новгород (одна поездка), Москва - Владимир (четыре поездки). В наступившем 2021 г.: Москва - Серпухов на электричке и Москва - Иваново на "Ласточке". Что дальше?..

Смена плана. 2020 г. оказался удивительно бедным для российского кинематографа; на общем "безрыбье" выделяются два "рака", они же две комедии - "Глубже!" и "Человек из Подольска". Про последнюю я и расскажу тут, исходя из описанных выше "вокзальных" обстоятельств. Анонс фильма - молодой человек становится жертвой произвола правоохранительных органов - скорее отпугивал меня от просмотра, чем завлекал к оному. Однако заинтриговал литературный background картины - авторство Дмитрия Данилова, создавшего такой основополагающий для думающего путешественника текст, как "Описание города" (2013).


Итак, сел я за просмотр, и с первых кадров понял, что не ошибся. Завязка всей этой странной истории происходит... на Курском вокзале! Уже, как говорится, интересно.


Главный герой - Николай (Вадим Королев)  - идет в наушниках по Курскому вокзалу. Он возвращается из Москвы в родной Подольск. Завсегдатаи Курского должны знать, что для выхода к платформе соответствующего направления нужно спуститься по эскалатору на нижний этаж. Однако еще до того, как Николай сделает это, он подвергнется наглому ограблению со стороны какой-то цыганки с ребенком.



Встреча с цыганкой-воровкой - вспомним "Прогулку" (2003) Алексея Учителя - могло бы лишь слегка "встряхнуть" плавное течение сюжета, но в "Человеке из Подольска" (2020) при похожих обстоятельствах происходит нечто большее. Назовем это точкой экзистенциального сдвига - с главным героем начинается "абсурд".  Вот, Николая догоняет его девушка и сообщает, что между ними всё кончено. Только потом на платформе к нему подойдут "люди в форме" и попросят предъявить документы. Когда мы видим главного героя оказавшимся в "ментовке", то подспудно ожидаем: сейчас будут пытки, подбрасывание наркотиков и прочая "чернуха". Ничего подобного. Да, насилие все-таки будет, но какое-то увеселительно-карнавальное, которое, собственно, и позволяет квалифицировать фильм как эксцентрическую комедию - только не в смысле нашпигованности "гэгами", а в смысле безбашенного языкового сумасшествия. Исполнители этого лингвистическо-полицейского насилия категоризируют свою акцию как некую воспитательную профилактику, направленную на прививание гражданам любви к их родным малым городам. Как выясняется, наш Николай очень любит Амстердам, но совершенно равнодушен к своему серенькому, беспонтовому Подольску. Так вот, "господа полицейские" во главе с капитаном Евдокимовой (Виктория Исакова) берутся доказать главному герою, что он неправ в этом своем пренебрежении малой родиной...

Если бы "Человек из Подольска" (2020) просто высмеивал "тупых ментов", фильм этот не стоило бы слишком уж так топить и всячески нахваливать. В том-то и дело, что у него есть более качественная начинка. Я не знаю, зачем писателю Дмитрию Данилову - автору романа "Описание города" (2013), который если и не прививает любовь к малым городам, то уж во всяком случае заставляет по-новому взглянуть на все эти забытые Богом "райцентры", - не знаю, повторюсь, зачем писателю потребовалось делать из сотрудников ОВД эдаких акционистов, которые через нагнетание абсурда целенаправленно провоцируют в зрителе очень ценную мысль о том, что уродливость окружающей нас действительности зависит еще и от расфокусированности нашего взгляда, устремленного далеко за горизонт, так или иначе, но в такой вот форме и упакован главный - "просветительский", я бы сказал, - посыл истории, нафантазированной в "Человеке из Полольска" (2020). Никто не должен мешать Николаю мечтать об Амстердаме, но, наверное, будет еще лучше, если его мышление станет более гибким, и любить он научится ГОРОД как таковой - со всеми его узнаваемыми несуразностями и смешными деталями повседневного быта.


"Николай, а давайте вы нам просто расскажете, что интереесного вы видите, когда едете на троллейбусе до станции".



Tags: Москва, кино, опыт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments