Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Москва. Барельеф у входа в "Петровский пассаж".

Самые первые годы советской власти в Москве оставили по себе несколько памятников - своеобразных реликтов эпох "монументальной пропаганды" (в искусстве) и "военного коммунизма" (в политике). Про один такой реликт я уже писал. Пришло время рассказать еще и про "Рабочего" у входа в "Петровский пассаж" (ул. Петровка, 10). Это - эмблема, в свое призванная проиллюстрировать жизнеутверждающий девиз промышленной выставки ВСНХ 1920 г.: "Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход".


ФОТО 1. Матвей Генрихович Манизер (1891-1966) - один из будущих создателей канона скульптурной "ленинианы" - изобразил атлетически сложенного красавца эпохи Ар-деко, который в силу обстоятельств выполнял роль аллегории коммунизма. И да - этот последний далеко не "призрак" (как в знаменитом "Манифесте").
Владимир.jpg


ФОТО 2. Барельеф в полный рост (внизу - фамилия автора). После промышленной выставки, - скорее всего, в 1921 г. - композиция "Рабочий" была вмонтирована в стену бывшего Фирсановского пассажа, который на тот момент уже долгое время не функционировал в качестве храма торговли.
Владимир.jpg


"Петровский пассаж" вновь заработал в 1928 г. (он фигурирует в "Двенадцати стульях"). Один из начальных кадров хуциевского шедевра "Июльский дождь" (1966) сохранил для истории вид того самого входа с "Рабочим", который, оказывается, полвека назад был покрыт черной краской.
Владимир.jpg


М.Г. Манизер в студии, за работой.
Манизер.jpg

P.S.
Все фотографии сделаны 28.10.2020.

___________________________________________________________________________________________________

Друзья, информирую вас о том, что не так давно создал я себе Telegram-канал под названием CLOSE-UP (всех активных пользователей мессенджера призываю подписываться!). Образ "лирического героя", избранный мною здесь, в ЖЖ - городской путешественник, ироничный наблюдатель и любитель культурных ассоциаций - остается тем же самым и в CLOSE-UP. Меняется лишь оптика взгляда на окружающий мир и экстенсивность авторской реакции на него. Заходите, и всё поймете сами. Preview-просмотр здесь.
___________________________________________________________________________________________________
Tags: Москва, городские фасады
Subscribe

  • Памятник неизвестному сварщику

    Был у меня когда-то очерк под названием "Памятник неизвестному поэту". Этот - из той же серии. Сварщик анонимен по определению, -…

  • "Ледяная синева" космоса

    Летом 2018 г. - наверное, сейчас уже мало кто об этом помнит, - но "космосом" в российских масс-медиа называли только одного человека, а…

  • Найди свой час

    Украсив фасад Казанского вокзала часами с "зодиакальным" циферблатом, архитектор Алексей Щусев, - возможно, сам того не подозревая, -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments