Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Петр Первый в Архангельске

Культ Петра Великого в Архангельске - того же рода, что и в Переславле-Залесском: в обоих городах будущий император делал первые шаги по созданию российского флота. Если быть точным, в Переславле-Залесском был сделан первый шаг, а в Архангельске - второй.

Окончательно потеряв интерес к "Нептуновым потехам" на Плещеевом озере, в июле 1693 г. Петр Первый прибывает в Архангельск, где в сентябре-месяце того же года участвует в закладке Соломбальской верфи. В мае 1694 г. - как раз ко времени второго визита царя в Архангельск - было подготовлено к спуску на воду судно "Св. апостол Павел". Третье посещение Архангельска Петром Первым состоялось только летом 1702 г. - уже в разгар Северной войны. За год до того только что построенная по царскому приказу Новодвинская крепость успешно отразила нападение шведской эскадры. Военные планы Петра на 1702 г. отличались особой изобретательностью: предполагалась отправка всех построенных на Соломбальской верфи военных кораблей в Белое море - по направлению к мысу Вардегорскому, откуда их волоком должны были перетащить в Онежское озеро. Корабли нужны были для штурма шведских крепостей на Неве. Операция была осуществлена блестяще: 17 августа началось "сухопутное" движение судов по Осударевой дороге, а уже 26 августа они были спущены в воды Онежского озера в районе Повенца. Таким образом, если основанный в 1703 г. С-Петербург стал "окном в Европу", то "коридор" в том же напралении начинался в Архангельске, на Соломбальской верфи.


ФОТО 1. Памятник Петру Первому на набережной Северной Двины. Тот самый, что изображен на 500-рублевой купюре. Был установлен в 1914 г. Автор оригинальной скульптуры - знаменитый М.М. Антокольский (1843-1902).
IMG_8599(1).JPG



ФОТО 2. Император изображен в "каноническом" мундире офицера Преображенского полка, в кушаке и с орденской лентой через плечо. По контрасту с высоченным постаментом фигура в 2,5 метра кажется небольшой. Что до постамента, то он был изготовлен соловецкими монахами из куска серого гранита, добытого на Кондострове, в Белом море. Дата - 1911 - имеет отношение не к году установки памятника, а ко времени проведения конкурса. На трех других сторонах постамента стоят даты: 1693, 1694 и 1702. Об их значении я сказал выше.
IMG_8599(1).JPG


Я специально поискал на улицах Архангельска изображения, посвященные Петру Первому, - и кое-что нашел...


ФОТО 3. Среди "памятных досок" с посвящением почетным гражданам города (на Троицком пр-те) нашел такое изображение.
IMG_8599(1).JPG


ФОТО 4. На одном из четырех барельефов стелы "Город воинской славы" (на набережной Северной Двины) мы видим Петра в окружении любимых им парусников. За его спиной - план Новодвинской крепости. Кстати сказать, этот памятник военной архитектуры до сих пор толком не восстановлен, и любознательным туристам добраться до него крайне сложно.
IMG_8599(1).JPG


P.S.
ФОТО 1-2: 23.02.2017, ФОТО 3: 25.02.2017, ФОТО 4: 24.02.2017.
Tags: Архангельск, Петр Первый, история вопроса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments