Пермь. Набережная Камы.

Набережная Камы выглядит довольно симпатично - со всеми ее высокими берегами и живописными видами, лестничными спусками и бульварчиками. Целостное восприятие немножко портит наличие вдоль полосы набережной железнодорожного полотна с курсирующими между станциями Пермь I и Пермь II поездами и электричками. Однако тут ничего не поделаешь: железная дорога появилась еще в 1878 г., а набережную Камы начали обустраивать только в 1960-ые гг. В общем, как в Тюмени, с ее неразрывным четырехуровневым пространством набережной Туры, здесь уже не получится. Да это, наверное, и не нужно. У Перми своя культурная история, которая не нуждается в приспособлении к неким  стандартам. И, кстати, это очень по-пермски, - если, пользуясь случаем, обобщить мои впечатления от города...


ФОТО 1. Наверное, бывает так, что какой-то не самый замысловатый арт-объект, который не прожил бы и нескольких дней вне выставочного цикла, волею случая попадает в живой, уличный контекст, - и тут он вдруг оказывается на своем месте, смело вживается в местный ландшафт и становится чуть ли не символом города. Кажется, такая история и произошла с "логоцентрической" работой художника Бориса Матросова, которая была установлена на набережной Камы в 2009 г. в рамках какого-то фестиваля, да так с тех пор и стоит...
IMG_9330.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Пермь. Егошихинское кладбище.

Егошихинское кладбище - старейший из сохранившихся некрополей Перми. Огромная территория в 50 гектаров исторически разделена на 6 конфессиональных участков: Старое и Новое православные кладбища, Лютеранское кладбище, Католическое кладбище, Иудейское кладбище, Мусульманское кладбище. Есть еще мемориальное Военное кладбище, на котором захоронены скончавшиеся в пермских госпиталях участники ВОВ (1941-1945). Кстати, именно там стоит известный монумент "Скорбящая мать", благодаря которому о Егошихинском кладбище что-то знают и за пределами города.

Так случилось, что на второй день моего пребывания в Перми (дело было в самом конце апреля, как раз на православную Пасху!) с утра резко повалил мокрый снег. Я конечно представлял, какая грязь и сырость ждет меня там, где обычно не бывает асфальтированных или даже грунтовых дорожек, но все-таки мужественно принял решение не отказываться от задуманной программы. Моя стойкость была отчасти вознаграждена возможностью увидеть обитель скорби на фоне депрессивного состояния природы. Мне это показалось интересным опытом.

ФОТО 1. Таких вот "скелетиков", могильных пирамидок из металлических прутьев никогда раньше мне видеть не приходилось. Их тут огромное количество, - стоят без всякой ограды и совершенно безымянные (вместо имен - какие-то пятизначные цифры). Отсюда, сквозь снежную пелену можно разглядеть силуэты новостроек мира живых. Контраст потрясающий!
IMG_0342.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Street art в Перми

Уличное искусство в Перми имеет свое периодически подтверждаемое общественное измерение. Я имею в виду, прежде всего, тематические фестивали "Экология пространства" и "Длинные истории Перми". Такой коллективно-вирусной тягой к "стрит-артовой" борьбе с серостью и убогостью может похвастаться далеко не каждый российский город. Тут важна даже не высота художественного уровня, а сам принцип "охвата территории". Такой "территорией" может быть, например, классический бетонный забор с ромбиками - символ тотальной урбанистической тоски. Я не встретил в Перми murals от известных мне звезд российского стрит-арта (может быть, не там ходил), - тем не менее, нашел много стильных, умных  работ. Моя подборка довольно большая, хотя, уверен, и не является по-настоящему представительной.


ФОТО 1. Пересечение Петропавловской улицы и улицы Попова. На бетонной стене (без ромбиков!), огораживающей территорию какой-то стройки, в почти "осыпающемся" состоянии пребывают несколько небанальных изображений на тему Войны (ВОВ в частности). Одно из них - с пугающе не-детским лицом маленькой девочки - я сфотографировал.
IMG_0260.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Тюмень. Лучший город по качеству жизни?

Если кто забыл, напомню, что не так давно, по итогам 2017 г.  Тюмень была признана лучшим городом России по качеству жизни. Не то чтобы я с особым пиететом относился к исследованиям Финансового университета при Правительстве РФ, - просто, подумалось мне, что дыма без огня не бывает. Что, наверное, есть в наружно, так сказать, наблюдаемом качестве жизни то, что немножко отличает Тюмень от других городов. К слову сказать, среди критериев этого самого качества называется "состояние дорог, разметки, светофоров", "достаточность учреждений культуры в городе", "благоустройство города", "восприятие города как удобного для жизни" и т.д.

Очерк, который предлагается твоему заинтересованному вниманию, любезный читатель, отнюдь не претендует на то, чтобы сделать объективное заключение об истинности или же ложности заявленного лидерства Тюмени. Для этого потребовался бы не только фотоматериал, но, пожалуй, и соответствующая документация, "диверсифицированное" общение с местными жителями... Прибавьте к перечисленному знакомство с разными районами города, а не только с историческим центром. Что касается меня, то в отведенное время, - помимо набережной Туры, - я фланировал с фотоаппаратом исключительно по двум главным улицам-параллелям города - Республики и Ленина. Какие-то выводы для себя я сделал. И да, - мне было, с чем сравнивать. На тот момент я приехал поездом из Перми, у которой - о, ужас! - "интегральный индекс качества жизни" равняется 57 пунктам (против тюменских 100).


ФОТО 1. Аккурат между улицами Республики и Ленина находится Сквер сибирских кошек (открыт в 2008 г.). Его украшают гранитные тумбы с резвящимися в свое удовольствие сибирскими кошками/котами как бы из золота. Насколько я понял, кошачье племя для тюменцев - это почти как гуси для античного Рима. Только если гуси спасали свой родной город от галлов, то кошки из Тюмени когда-то спасали пост-блокадный Ленинград от крыс... Ставим Тюмени первый плюсик по части "благоустройства города".
IMG_9513.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Тюмень. Набережная реки Тура.

Набережную реки ТурА, в соответствии с туристическими клише, принято называть "жемчужиной города", "излюбленным местом отдыха горожан" и т.д. В общем, вполне готов согласиться (Народу, правда, при мне ходило не очень много, но тут, наверное, дело было в холодном ветре и температуре -5°.). Много я видел городских набережных по России, но та, что с 2012 г. успешно строится в Тюмени, производит впечатление, как минимум, своей инженерной продуманностью. Набережная Туры имеет четыре уровня (Для сравнения, образцовая Волжская набережная в Ярославле только три.). Предполагается, что по завершении всех работ общая протяженность "одетого в камень" правого берега Туры составит 4 км. Вот уж поистине сибирский размах!


ФОТО 1. Глядя на реку Туру с высокого берега, приятно погружаться созерцающей мыслью в глубину истории. Думать о том, что где-то в сентябре 1582 г. по этому самому руслу плыли струги отважного Ермака и его доблестной дружины, - плыли дальше, на северо-восток, туда, где Тура впадает в Тобол, а Тобол в Иртыш. Плыли к своей славе, а многие из них за своей гибелью...
IMG_0016.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Тобольск. Музей "Тюремный замок".

В предыдущем очерке я упоминал т.н. Тобольский острог, в пересыльной тюрьме которого в январе 1850 г. содержался Ф.М. Достоевский. Чтобы ни у кого не возникло путаницы в голове, проведу краткий ликбез на тему истории сибирской ссылки. Начнем с того, что острог как особая форма пограничного укрепления сложился в общих чертах при освоении северного Урала и западной Сибири во второй половине XVI в. и первоначально не имел прямого отношения к практике содержания ссыльных. Так были основаны Тюменский (1586), Тобольский (1587) и Пелымский (1592) остроги. Вот как раз с последнего из упомянутых мест (Пелым населялся ссыльными из Углича!) берет свое начало понимание острога еще и как изолированного места ссылки. Причем последнее значение в XVIII в. уже частично вытесняет первоначальное. Например, Тобольский острог довольно быстро стал полноценным городом Тобольском, однако вплоть до середины XIX в. внутри него находилась огороженная территория с заключенными, которая носила то же самое название - Тобольский острог. В 1819-1845 гг. пенитенциарное ведомство Российской империи формирует систему этапных тюрем. Одним из следствий этой реформы была реорганизация старых острогов в тюремные замки. Тобольский тюремный замок, построенный в северо-западной части кремля, был официально открыт в 1855 г. В рунете иногда можно встретить ошибочную информацию о том, что в этом замке содержался Ф.М. Достоевкий. Это не так. Великий русский писатель "сидел" в Тобольском остроге.


ФОТО 1. Общая камера советского времени. При СССР Тобольский тюремный замок некоторое время сохранял свой прежний смешанный статус пересыльной тюрьмы и места постоянного заключения. Позднее он приобрел грозное наименование спецтюрьмы СТ-2, которая просуществовала вплоть до 1989 г.
IMG_0124.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Ф.М. Достоевский в Тобольске

Едва ли не с самого момента своего "покорения" Сибирь становится местом ссылки врагов действующей власти. Первым случаем был казус в духе Салтыкова-Щедрина, - когда в 1593 г. в только что основанный Тобольск ссылают Угличский колокол. Ссылают как живого человека, - предварительно наказав плетьми и вырвав у него металлический "язык"! Поскольку продвижение русских на восток в XVII в. было чрезвычайно быстрым, Тобольск из "ссыльного" города точно так же быстро превратился в "пересыльный". Уже протопоп Аввакум, сосланный в Тобольск царем Алексеем Михайловичем, прожил там всего два года (1654-1656), после чего был отправлен дальше - в Забайкалье. Похожая история была и с А.Н. Радищевым, который жил под надзором в Тобольске в 1790-1791 гг., а потом был выслан за Енисей, в Илимский острог. Из всех ссыльных русских писателей (а этот человек все-таки частично писал на русском языке!) дольше всех прожил в Тобольске хорват Юрий Крижанич. В первой столице Сибири он провел 15 плодотворных лет (1661-1676), написав там все свои известные трактаты о политике, богословии и грамматике.

Однако переходим к заявленной теме, в которой раскрывается небольшой фрагмент биографии Федора Михайловича Достоевского...


ФОТО 1. Тобольск, улица Октябрьская, 14. Памятник великому русскому писателю (2010, М.В. Переяславец) стоит в одноименном сквере рядом с Петропавловской церковью. Сквер находится недалеко от ФКУ ИК-13 (ул. Большая Сибирская, 54) - нынешней женской колонии, на месте которой в середине XIX в. находился Тобольский острог.
IMG_0068.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

"Поймать перо Жар-птицы"

Присматриваясь к памятнику П.П. Ершову (2008, М.В. Переяславец), быстро обнаруживаешь одну необычную деталь: в правой руке тобольского сказочника красуется очень большое, вычурное перо явно не гусиного происхождения! Ответ может быть только один, - это то самое перо Жар-птицы, которое фигурирует в "Коньке-Горбунке". Ну, то есть Иван - главный герой сказки - пользовался им как автономным источником света, а вот Петр Павлович, получается, писал им свое бессмертное произведение. Способы использования магического предмета сильно разнятся, но это не главное, -  главным представляется мне то, что и литературный персонаж, и его литературный отец просто владели им; каждый из них в свое время изловчился "поймать перо Жар-птицы", как поется в той самой колыбельной песне. Перо Жар-птицы - это материализованный символ успеха, удачи, счастья. Конечно успех П.П. Ершова был кратковременным: "Конек-Горбунок" прогремел в 1834 г., потом его быстро "затюкала" цензура: да и сам автор как будто бы потерял свое "перо Жар-птицы", ушел в тень "малых дел". Пусть так, но остались слова самого Солнца русской поэзии, по прочтении ершовской сказки изволившего выразиться так: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить". На мой взгляд, фраза эта стоит в одном смысловом ряду с "Победителю-ученику от побежденного учителя". Говоря языком главной метафоры этого очерка, А.С. Пушкин - сам безусловно владевший "пером Жар-птицы" - признал в П.П. Ершове автора с счастливой литературной судьбой in potentia. То, что судьба эта в итоге не сложилась - дело третье. И вообще, рассказ сегодняшний не столько о сочинителе сказки, сколько о ее персонажах, - главным образом об удачливом Иване и его "стратегии дурака", "о том, как он сделался царем".


ФОТО 1. Памятник П.П. Ершову стоит в центре Тобольска, в одноименном сквере. Рядом с поэтом - сказочный Конек-Горбунок, повадками своими напоминающий добрую домашнюю собаку.
IMG_0027.JPG

СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Тобольск. Завальное кладбище.

Завальное кладбище - старейший некрополь Тобольска. Возникло оно, - как и большинство мемориальных кладбищ центральной России, - в 1772 г., почти сразу после указов Екатерины II и Правительствующего Сената о запрете хоронить в черте города, на старых кладбищах при церквях. Сама этимология исторического названия - Завальное, т.е. "за валом" - указывает на положение некрополя вне формальной границы Тобольска. В настоящее время Завальное кладбище имеет отношение скорее уж к центру города, но в конце XVIII в. здесь, к северу от кремля проходил земляной вал, четко отделявший столицу Сибирской губернии от всех остальных губернских земель.


ФОТО 1. Кладбищенская церковь Семи отроков Эфесских была построена в 1776 г., колокольня при ней - в 1810 г. "Нестандартное" посвящение связано с благочестивым преданием о том, как несколько христиан были заживо замурованы в пещеры гонителями-язычниками, а спустя два столетия, - когда учение Христа получило уже государственный статус, - были найдены живыми, воскресшими на некоторое время, как бы для демонстрации будущего всеобщего воскресения. В общем, очень продуманное посвящение для кладбищенской церкви.
IMG_0124.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Тобольск. Сад Ермака.

Атаман Ермак Тимофеевич (1532-1585) в его противостоянии с ханом Кучумом - это главный сюжет тобольской мифологии. Оглянемся вокруг: в 50 км от Тобольска - в устье впадающей в Иртыш реки Вагай - место гибели "покорителя Сибири" и его казаков; в 16 км от Тобольска - место столицы Сибирского ханства Кашлык (он же Искер и Сибирь); наконец, в черте города, в каких-то 3,5 км от кремля, над Иртышом возвышается Чувашский мыс, у которого 26 октября (5 ноября) 1582 г. Ермак одержал свою решающую победу над Кучумом...

Памятник Ермаку - высокий мраморный обелиск - был открыт в 1839 г. на краю Чукманского мыса, напротив которого (через Никольский взвоз) красуется ансамбль Тобольского кремля. "Сад" появился чуть позже, в 1855 г., - согласно сохранившимся свидетельствам, носил он это имя отнюдь не номинально, поскольку включал в себя не только парковые насаждения, но также теплицу и оранжерею. После Гражданской войны (1917-1922) в Саду Ермака, с разных сторон обелиска были оборудованы две братские могилы павших красноармейцев.


ФОТО 1. Памятник Ермаку был создан по проекту Александра Павловича Брюллова (1798-1877) еще в 1835 г. на Горнощитском мраморном заводе под Екатеринбургом. В разобранном виде его доставили в Тобольск с помощью санного проезда из четырехсот лошадей! Еще несколько лет потребовалось на сборку и установку. Сохранилось множество фотографий, начиная с середины XIX в., судя по которым окружение памятника постоянно менялось. Неизменной оставалась только гордая вертикаль обелиска.
IMG_0027.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )