Астрахань. Петровская набережная.

Астрахань - город на Волге, и значит, что у него должна быть своя обустроенная для пеших прогулок современная набережная, как, например, в Ярославле или в Твери. Так вот, если верить тем материалам, которые я нахожу в рунете, вплоть до 2017 г. такой набережной в Астрахани просто не было... Т.е. только два года назад появился мощеный плиткой тротуар шириной 20 метров, гранитные парапеты, фонари, фонтаны, кустарники, городские скульптуры и прочие радости городской жизни, позволяющие называть набережной то, что до того являлось таковой лишь номинально. Ну, и как вишенка на торте тогда же возникло название: не просто, понимаешь, набережная Волги, а Петровская набережная! Это такой астраханский ответ Воронежу (там ведь тоже Петровская набережная): мол, не только у вас Петр Алексеевич об успехах флота российского радел, но и у нас тоже погостил с похожей миссией в 1722 г.


ФОТО 1. И все-таки визитная карточка Петровской набережной - это не памятник Петру Великому (к нему мы дойдем в конце очерка), а городская скульптура "Дама с собачкой". Понятно, что именно чеховская героиня прохаживалась по Ялтинской набережной, но кто сказал, что одна она такая была с собачкой? Даешь каждой достойной набережной свою "даму с собачкой"!
IMG_1572.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Астрахань. Мозаика впечатлений.

Сентябрь в Астрахани - время, по меркам жителя Средней полосы, совершенно летнее: жара, всё цветет и зеленеет, темными вечерами под окном поют цикады. Особое настроение создают многочисленные фонтаны, количество которых, кажется, вполне сопоставимо с аналогичными показателями в славном городе Баку. И вот, "роскошь этого юга" нередко входит в противоречие с щемящим душу запустением красивейших старинных особняков, благородным фасадам которых могли бы позавидовать все интересные волжские города от Саратова до Твери. Астрахань - город контрастов. Почти столичный шик некоторых улиц и кварталов Астрахани соседствует с какой-то затаенной бедностью, которая живет в старых, захламленных двориках - тут же, в самом центре города. Могу себе только представить, как выглядят депрессивные городские окраины, живописная натура которых в свое время была использована А. Германом для съемок фильма "Мой друг Иван Лапшин"... Впрочем, в этом очерке я не собираюсь, как говорится, "обнажать язвы". Для этого я все-таки слишком хорошо погостил в Астрахани: в хорошее время (много солнца) и в хорошем месте (рядом с набережной). Заканчивая вступление, хочу сказать, что в целом город мне очень понравился. И конечно же я хотел бы сюда когда-нибудь вернуться.


ФОТО 1. Есть в Астрахани своя Триумфальная арка. Нынешняя (мраморная, рядом с Варвациевским каналом) была возведена в 2017 г. Она наследует более раннему сооружению, стоявшему непосредственно у пристаней Волги. Та, старая Триумфальная арка была деревянной, - ее строительство было приурочено к визиту в Астрахань в 1871 г. императора Алекандра II. Говорят, что в сильно измененном виде она простояла аж до конца 1980-ых гг. На переднем плане снимка - аллея славы с бюстами великих уроженце земли Астраханской, в числе которых, например, художник Борис Кустодиев, поэты Велимир Хлебников и Василий Тредиаковский.
IMG_1572.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Астрахань. Ресторан "Миндаль" и кафе "Изба".

Прежде чем начать рассказ о ресторанной кухне, хочу обратить внимание на то, что, при желании, в Астрахани всегда можно поесть дешево и вкусно. В категории сетевых забегаловок всем рулит шаурма ("ШаурMen", "Wаурмиttа" и т.п.). Есть очень неплохие столовые, в которых можно хорошо позавтракать на 100-150 р. (например, в БЦ "Медиа Холл"). Ну, а если душа возжаждала изысканных блюд и атмосферных интерьеров, найдутся и для такого случая соответствующие заведения. Лично мной двигало желание отведать хорошо приготовленную астраханскую рыбу. Осетра я себе позволить не мог, а вот, например, судак и сом были бы мне вполне по карману. В общем, с этими и кое-какими другими интересными блюдами я познакомился во время посещения ресторана "Миндаль" (ул. Ульяновых, 10) и кафе "Изба" (Красная Набережная, 8).


ФОТО 1. Всё утопает в подушках не просто так. "Миндаль" - это ресторан восточной кухни. Восточной - в широком смысле слова: внутри меню блюда закавказской кухни органично сосуществуют с блюдами кухни среднеазиатской и т.д.
IMG_1620.JPG


СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Street art в Астрахани

В Астрахани есть свой стрит-арт-фестиваль "Чилим" - event-инструмент, поддерживающий на высоком уровне планку местного уличного искусства. Муралы, выполненные в рамках этого проекта в 2018 и 2019 г., напоминают лучшие образцы свободного стрит-арта в Москве из далекого уже 2013 г. ("Лучший город Земли" и т.п.). Подборка ниже демонстрирует самые разные стороны разбираемого в этои очерке явления: от изысканных панно до трогательного наива. В большинстве случаев имена авторов для меня не остались секретом.

ФОТО 1. Что-то смутно библейское угадывается в этой троице. То ли перед нами загадочные три странника, которые навестили Авраама и Сарру "у дубравы Мамре"; то ли не менее загадочные три волхва, несущие свои дары только что родившемуся Мессии. Однако официальное название мурала - "Хранительницы воды". Вот так-то! Автор: Кирилл Ведерников (г. Вязники, Владимирская обл.).
IMG_1602.JPG

СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

"Urban Morphogenesis" в Одинцово. Phase III.

В Новой Трёхгорке продолжают рисовать! На фоне странной тенденции административного регулирования тематики муралов Одинцово теперь выглядит как остров свободного стрит-арта в море конъюнктурной халтуры, которая грозит захлестнуть город "коренных москвичей в пятом поколении". Одним словом, всем ценителям настоящего уличного искусства ради глотка свежего воздуха я рекомендую съездить в Новую Трёхгорку и увидеть всё своими глазами. Что касается меня, то свою просветительскую миссию в выпуске Phase III я считаю выполненной. Буду искать стрит-арт в других местах.


ФОТО 1. FI2K (Санкт-Петербург), которого я уже упоминал в прошлом посте, выполнил небольшую трафаретную работу в духе, как мне представляется, Энди Уорхола.



СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Вернулся из Астрахани



Астрахань не разочаровала. Уже на визуальном уровне город производит впечатление самобытного, европейско-азиатского города, - в этой своей характеристике отчасти напомнил он мне облик старого, губернского Баку. Разумеется, скромной Астрахани бесконечно далеко до лоска нынешней нефтяной столицы Каспия, - слишком много "живописной неухоженности" в тех исторических кварталах со старинными особняками, где при прочих условиях не стыдно было бы проводить пешие экскурсии, как это давно делается в Москве. Тем не менее, в Астрахани есть великолепная набережная со своей вечерней жизнью; есть образцовая Никольская улица с модными кафе и ресторанами; есть кремль, значительная территория которого отдана под сады и прочие зеленые насаждения; наконец, в центре города наблюдается огромное количество больших и малых фонтанов!

Материала, добытого мной в ходе трехдневной "астраханианы", думаю, хватит на четыре-пять тематических очерков. Сразу оговорюсь, что жил и гулял я исключительно по центру-острову (в Яндекс.Карты есть специальное обозначение о. Центральный), образованному Волгой, Кутумом, Варвациевским каналом и протокой Царёв ерик. Так что за всю Астрахань не скажу, - скажу, вернее, расскажу только про историческую ее часть, и то, пожалуй, не всю.

ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

В Астрахань!

1623.jpg

Ну, вот, наконец-то и побываю я в Астрахани, - как планировал в начале года. Кому интересно, рекомендую зайти по ссылкам и почитать очерки про посещение этого города во время оно и при самых разных обстоятельствах Адамом Олеарием и Иваном Аксаковым. Проездом в Астрахань (а потом из Астрахани) побываю также и в Саратове. Выезжаю из Москвы, с Казанского вокзала завтра, 4 сентября.

P.S.
Пост иллюстрирует малоизвестная картина Бориса Кустодиева "Мост. Астрахань" (1918). В свое время узнал о ней в одном из выпусков парфеновского "Парфенона". Оказывается, она хранится в музее-квартире художника И.И. Бродского в С.-Петербурге.

"Urban Morphogenesis" в Одинцово. Phase II.

Съездил второй раз в Новую Трехгорку - уже после официального закрытия "Urban Morphogenesis". Оказывается, что далеко не все муралы дорисованы. Более того, некоторые еще только обозначены общими контурами, и что в итоге "проявится", неизвестно. Далее. Несмотря на то, что ходил я по самому современному микрорайону Одинцово почти два часа, - в силу разных причин, запечатлеть удалось не всё; а некоторые работы я бы, наверное, теперь сфотографировал по-другому. В общем, сюда стоит съездить и в третий раз (будет Phase III). Учитывая то обстоятельство, что в Московском регионе нигде больше не наблюдается такой быстрой концентрации в одном месте лучших образцов уличного искусства, пожалуй, оно того стоит...


ФОТО 1. SATR (Китай) любит рисовать хищных представителей славного семейства кошачьих. Однако это не иллюстрации к учебнику зоологии, а некие мифологические образы. Говорят, такая манера хорошо стыкуется с традиционным изобразительным искусством Поднебесной.



СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

Западная Сибирь в конце XIX века

КМС.jpg

После небольшого путешествия по Западной Сибири (Тюмень, Тобольск) я до некоторой степени заинтересовался историей края, и вот очень кстати попалась мне в руки серия очерков Константина Михайловича Станюковича (1843-1903) под названием "В далекие края". В русской литературе этот автор известен как писатель-маринист, так что данный труд в его творческом наследии стоит едва ли не особняком. Причиной появления "сухопутной" серии очерков стала административная ссылка К.М. Станюковича в Томск. Дело было в 1885 г. - в разгар "реакции" Александра III. Время самой этой поездки интересно тем, что совершена она была накануне строительства Транссибирской железной дороги. По старинке, чтобы добраться из Екатеринбурга в Томск, нужно было сначала проехать на тарантасе до Тюмени, после чего путешественник садился на пароход и не менее девяти дней плыл по сибирским рекам (Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Томь) сначала на северо-восток, а потом на юго-восток. Нельзя сказать, чтобы эти переезды через Западную Сибирь были связаны с какими-то повышенными трудностями, однако внимательный взгляд пострадавшего от власти политического ссыльного подмечал все сколько-нибудь вопиющие несуразности местного быта. Всё "серое" невольно превращалось под его пером в "черное". Общий мотив: то, что кажется красивым издалека, вблизи предстает ужасным. В связи с этим не порадовали К.М. Станюковича ни достопримечательности Тобольска, ни "сибирская Москва" (Томск) с ее "невзрачными деревянными домами".

Ниже я размещаю три фрагмента из представленного произведения.

СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )

"Urban Morphogenesis" в Одинцово. Phase I.

Похоже, что одинцовская Новая Трёхгорка просто обречена стать самым современным спальным районом Московского региона. Именно здесь вот уже почти целый месяц - всё закончится 31 августа - проходит международный mural art fest под громким названием "Urban Morphogenesis" ("Городской морфогенез"!). Организаторы с самого начала заявили о "35000 метров² чистого искусства за 30 дней". Учитывая то, что "чистому искусству" было предоставлено около трех десятков торцов зданий высотной застройки, возможно, что в итоге так оно всё и получится.

На этой неделе ваш покорный слуга - ревностный фотоколлекционер стрит-арт-искусства - взял, да и сел в электричку по маршруту "Белорусский вокзал" - "Инновационный Центр". То, что он увидел, добравшись потом до Новой Трехгорки, его безусловно восхитило и подвигло на самые позитивные обобщения о месте России в мире. Полностью законченных муралов было немного; но даже те, над которыми еще только начиналась работа, интриговали своей "неформатностью" на фоне того, к чему мы все привыкли за последние лет пять: унылые псевдо-патриотические поделки на тему "как надо любить Родину". Таких тут не было вообще.


ФОТО 1. Итальянский райтер Jorit Agoch предложил современное прочтение феномена "улыбки Гагарина". Да не подумают обо мне плохо, но лично для меня он представляет даже больший интерес, чем феномен "улыбки Моны Лизы".



СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ...Collapse )