Исландия в фильме "Белый, белый день" (2019)

Давно не делал я постов про Исландию - маленькую северную страну, в которой побывал когда-то и в которую надеюсь рано или поздно вернуться. К слову сказать, в преддверие минувшего уикенда Исландия официально (на уровне Министерства здравоохранения) отменила все антиковидные ограничения, включая ношение защитных масок и соблюдение социальной дистанции. Туристы, - если они имеют свидетельство о вакцинации, - могут беспрепятственно прилетать (и приплывать) в Исландию. К сожалению, граждан РФ, привитых Спутником V, это никак не касается (В среднесрочной перспективе проблемой для туризма россиян в Европе будет уже не сам COVID, а отсутствие сертифицированной вакцинации от него.).

Теперь к теме поста. Посмотрел я на днях исландский фильм, о котором до того читал много положительных отзывов, - "Белый, белый день" (2019). Подтверждаю - фильм мощнейший! Здесь нет ни малейшей сценарной фальши, которая нет-нет да и проскользывает во многих второразрядных психологических триллерах. "Белый, белый день" (2019) - это психологический триллер, но высокого качества. Кстати, российскому зрителю будет приятно увидеть некоторое сюжетное сходство исландского фильма с картиной В. Тодоровского "Любовник" (2002), - когда главный герой, оказавшийся вдовцом, вдруг обнаруживает, что покойная жена при жизни ему изменяла. Пожалуй, на этом сходство заканчивается, и начинается суровый северный нуар: персонажи много молчат, много думают, а потом вдруг начинают очень быстро действовать, с применением жесткого насилия... Оговорюсь, название поста обязует меня отнестись к фильму немножко отстраненно - культурологически, как к фильму про страну и ее людей. В этом ключе и продолжим.


Дом Ингимундура - типичная исландская ферма, окруженная пустынным пейзажем с силуэтами гор на горизонте.
Портреты4.jpg

Collapse )
_____________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

Политический стрит-арт, или Алёнка, Женщина в кокошнике и Русский медведь

На ЦСИ "Винзавод" больше нет знаменитой в узких кругах Стены, на которой с завидной регулярностью появлялись еще совсем недавно в меру интересные муралы. Она утонула разрушена - в прямом смысле слова, как Берлинская стена. В плане стрит-арт-охоты осталось одно утешение - уголок у входа в кластер. Там по-прежнему проявляет активность Ева Бусевич, которая в последнее время "трафаретит" рисунки исключительно с политическим посылом.


ФОТО 1. Message про внешнюю политику путинской России понятен. Даже слишком. Самое интересное, что для кого-то содержание изображения можно интерпретировать как со знаком "-", так и со знаком "+".
IMG_5578.JPG

Collapse )
_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

Москва. ЦСИ "Винзавод". Выставка "Москва-Рим. 2020 Отражение".

Никто всерьез и не думал о пресловутой "третьей волне", когда 20 мая выставка только открывалась в Москве. В самом ее названии звучат эдакие успокоительно-ретроспективные нотки: мол, всё позади и живем-то мы уже в 2021 г. Да и вообще, как говорил А.С. Пушкин, "что пройдет, то будет мило". Ан нет, не получается пока по-пушкински! Угроза локдауна и всяческих морально-обременительных ограничений опять нависла над нашим многострадальным Отечеством. Выставка уже закончилась, но, сидя теперь за компьютером и вспоминая ее экспонаты, понимаешь, что вот это и есть та самая "злоба дня"...

Проекту предшествовал российско-итальянский международный арт-конкурс «Mosca-Roma. 2020 Riflessi/ «Москва-Рим. 2020 Отражение», в котором приняли участие 35 художественных школ Москвы и 18 художественных лицеев Рима. Художественные работы его победителей попали на выставку и частично представлены в моем очерке.


ФОТО 1. "Римские каникулы 2020". Автор: Марфа Безуглая,15 лет. Техника: цветная и черно-белая-графика.
IMG_5578.JPG


Collapse )
_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

Ярославль. Портрет Н.А. Некрасова в стиле каллиграффити.

Александр Абросимов не устает радовать очередными своими опытами по работе с кириллической вязью. С определенного времени художник усложнил себе задачу, - с помощью этой самой вязи он рисует узнаваемые портреты великих людей. Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878) - человек для Ярославля не чужой, поскольку, - если вдруг кто не знает, - поэт учился в одной из местных гимназий. Портрет Некрасова украшает торец здания по адресу ул. Свердлова, 25В, в котором размещена областная библиотека, носящая имя великого земляка.


ФОТО 1. Если честно, пока даже не пытался поломать голову над расшифровкой (если у кого что-то получится, пишите в комментариях).
IMG_5507.JPG

Collapse )
_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

"За чистыми окнами грязь не живет".

В ярославском стрит-арте текущего сезона тон задают каллиграффити с кириллической вязью. У всех этих хорошо узнаваемых арт-объектов один автор - Александр Абросимов. С непривычки криптографическое содержание "надписи в наличнике" по адресу улица Трефолева, 24а я расшифровывал достаточно долго (сразу понял только словосочетание "ЧИСТЫМИ ОКНАМИ"). Но вот на днях занялся мытьем окон в своем домашнем кабинете, потом еще раз изучил вязь, - и как-то вдруг пришло озарение: "ЗА ЧИСТЫМИ ОКНАМИ ГРЯЗЬ НЕ ЖИВЕТ".

IMG_5507.JPG

P.S.
ФОТО сделано 22.05.2021.

_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

Сон Гедевана, или "Ярославский" эпизод в фильме "Кин-дза-да!" (1986)

Должен признаться, фильм "Кин-дза-да!" (1986) не принадлежит к числу моих любимых фильмов позднего СССР, - фантастические перипетии землян на планете Плюк всегда казались мне монотонными и затянутыми, а нарочитая эксцентрика в поведении всех этих пацаков и чатлан скорее раздражала, чем забавляла. Что мне действительно нравится в "Кин-дза-да!" (1986), так это дуэт дяди Вовы и Гедевана-Скрипача, сыгранных, соответственно, Станиславом Любшиным и Леваном Габриадзе. За их персонажами интересно наблюдать: прораб Машков - это такой остепенившийся Афоня из одноименного фильма Г. Данелии, помимо прочего, овладевший еще и какими-то социальными добродетелями; Гедеван - интеллигентный грузинский юноша, который пока что не нашел своего призвания в жизни, однако приключения на Плюке открывают в нем порой неожиданные для самого Скрипача качества.


В самом конце 1-й серии истомленный жарой Гедеван видит сон, - что будто бы он вернулся на планету Земля и общается по этому поводу с деканом одного из факультетов Текстильного института, в котором когда-то учился. По контрасту с горячей пустыней, во сне ему видится холодный и заснеженный Ярославль, Волжская набережная... ГЕДЕВАН: - Галина Борисовна! Мы с товарищем Машковым как пацаки могли получать два чатла за выступление. Это максимум! <...> Раньше, чем через шесть лет я никак не мог вернуться.


Collapse )

_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

Ярославль в живописи. Вид на Театр имени Ф. Волкова.

Наверное, в каждом городе со своим собственным художественным училищем (Ярославль как раз такой!) местные живописцы склонны "облюбовывать" определенное место, которое как-то особенно выражает характер города. В городе имени Ярослава Мудрого таких "облюбованных" мест, кажется, два: первое - вид на Губернаторскую беседку (Волжская набережная), второе - вид на Театр имени Ф. Волкова (со стороны Первомайской улицы).


Ариадна Леонидовна Соколова (1925-2013) - один из самых известных ярославских художников советского поколения. Также известна как основательница Музея современного искусства (он же "Дом муз", ул. Чайковского, 23а). Год написания картины - 1956 - время эпохального XX съезда с его "осуждением культа личности". Воздух свободы явлен в полотне через импрессионистическую размытость. Можно подумать, что это и не Ярославль вовсе, а самый настоящий Париж. Обращают на себя внимание трамвайные рельсы (на современной Первомайской их уже давно нет). И вот еще что, - стены Театра тут розовые, а не желтые.
Светлицкий Сергей Павлович_1.jpg


Collapse )

_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
________________________________________________________________________________________________

С.П. Светлицкий и Ярославль времен ВОВ (1941-1945)

Сергей Павлович Светлицкий (1913-1992) был студентом Академии Художеств, когда его вместе с семьей эвакуировали из блокадного Ленинграда в Ярославль. Здесь им была написана серия акварельных работ "Ярославль в дни Отечественной войны". Это - уникальный документ эпохи, показывающий, как узнаваемые городские пейзажи Города на Волге выглядели в изменившихся обстоятельствах военного времени. Казалось бы, Ярославль являлся глубоким тылом и жизнь тут должна была бы протекать, по большей части, в довоенном ключе, но нет - акварели говорят о другом...


Очередное пополнение моей коллекции образов Знаменской башни. На что обращаешь внимание? 1. Женщина с коромыслом на плече (проблемы с централизованным водоснабжением не обязательно были связаны с войной). 2. Человек в военной форме (очевидно, их по городу ходило много).
Светлицкий Сергей Павлович_1.jpg

Collapse )

_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
___________________________________________________________________________________________________

Николай Чуковский. "Ярославль".

В моей библиотеке появилось издание, которое с полным правом можно назвать антикварным. Ab ovo. Николай Корнеевич Чуковский (1904-1965) - сын знаменитого автора сказок про доктора Айболита - советский писатель "второго эшелона", незаслуженно, как говорится, забытый, а мной обожаемый в отроческие годы за увлекательнейших "Водителей фрегатов", прочтеннных запоем. Теперь Чуковский-младший для меня неожиданно "воскрес" как человек написавший роман "Ярославль" (1938) - книгу о том самом страшном Ярославском мятеже (официальный термин из советской историографии). Роман писался, разумеется, по заказу - к 20-летию тогда уже подзабытой истории времен Гражданской войны. Но вот, что я вам скажу, любезные читатели моего журнала, - если есть талант, то книга получится в любом случае. Это стоит читать, даже с учетом идеологии, довлевшей над Николаем Чуковским в 1938 г., когда на него, как теперь хорошо известно, уже имелись доносы в соответствующих органах; но, кажется, беда тогда легко прошла стороной. Может быть, спас именно "Ярославль".


Последний раз "Ярославль" издавался в 1963 г.  Я - счастливый обладатель первого издания 1938 г. (Ленинград, "Художественная литература", 10 000 экз., 4 р. 40 к.) с милыми и простенькими иллюстрациями художника Иосифа Михайловича Еца.



Collapse )
_______________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
___________________________________________________________________________________________________

Ярославль. Музей современного искусства. Выставка "Антропология".

По адресу ул. Чайковского, 23а, где располагается тот самый "Дом муз", не был я уже относительно давно. Но вот, смотрю, с 17 марта пошли тут выставки - "Антропология", понимаешь. Красивое название. Представленные авторы - Ольга Хан, Федор Воробьев, Александр Ворохоб - специализируются в области современной скульптуры.

Из аннотации на сайте: "Для их работ свойственна минималистичность формы, сведенная до уровня знака, передающая чёткость высказанной в монументальном объеме мысли. <...> Основным способом восприятия становится исследование в противовес, более привычному для области искусства, созерцанию. Экспериментируя с формой и цветом, с взаимоотношением формы и пространства, авторы произведений предоставляют зрителю возможность включиться в смысловой диалог".


ФОТО 1. Ольга Хан. Из серии "Генераторы идей" (2016). Материал: шамот, глазурь.


Collapse )
___________________________________________________________________________________________________

ЗДЕСЬ тоже интересно!
CLOSE-UP.jpg
___________________________________________________________________________________________________